Припомните... После праздничного ужина вы моете хрустальные бокалы, бережно протираете их и вдруг... Легкое прикосновение влажных пальцев рождает удивительный чистый звук стекла.
Этот уникальный звук присущ хрустальной гармонике (стеклянной арфе). Музыкант извлекает звук касанием пальцев к краю стекла.
Одним из первых упоминаний о таком необычном инструменте было описание концерта в 1746 году в Лондоне, в котором композитор К. В. Глюк играл на двадцати шести стаканах, наполненных весенней водой. Другой музыкант, ирландец Р. Покидж, путешествуя по Англии, играл на подобном инструменте, который назван был им «ангельский орган». Несмотря на оригинальность звучания гармоники, инструмент был не очень распространен и доступен хотя бы потому, что стекло было редким, хрупким, драгоценным материалом. Да и сама конструкция гармоники требовала дальнейшей разработки. Только после усовершенствований, сделанных Б. Франклиным в 1761 году, гармоника стала чаще звучать в Европе и особенно в Англии. Хроматически настроенные стеклянные полушария, насаженные на горизонтальную металлическую ось, вращались при помощи педали; они помещались в футляр продолговатой формы до определенного уровня, наполненный водой, увлажнявшей края полушарий. Прикосновением кончиков пальцев их краям извлекался удивительный певучий звук своеобразного тембра. Диапазон стеклянной гармоники (3-4 октавы) зависел от количества полушарий (37-46 штук).
К концу XVIII века стеклянная гармоника стала популярным концертно-камерным инструментом. Появились известные исполнители: Марианна Девис, М. Кирхгеснер, которой Моцарт посвятил свое “Adagio”, чешский музыкант Я. Дусик, выступавший в Париже, Милане и даже в Петербурге. Моцарт, Бетховен и многие немецкие композиторы писали пьесы специально для стеклянной гармоники.
Русские композиторы (Глинка, Рубинштейн) вводили в партитуры опер партию стеклянной гармоники. Это придавало звучанию оркестра сказочный, фантастический колорит. (К сожалению, гелеста и колокольчики позже заменили гармонику).
Приблизительно с 1830 года стеклянная гармоника начала уходить в забытье. Лишь изредка для нее сочинялась музыка, как, например, в 1919 году Р. Штраусом «Женщина без тени». Также до 1945 года было забыто искусство мастерить гармоники.
В настоящее время снова вспыхнул интерес к стеклянным инструментам. Появились новые конструктивные и дизайнерские решения инструмента, есть и исполнители, совершенствующие технику исполнения на стекле.Причина возрождения интереса, наверное, в том, что люди устали от шумного наступления современной цивилизации, а стеклянная гармоника позволяет физически ощутить звучание далекого прошлого, а может, и вернуться на мгновение в детство, в мир сказок и чудес...
Рождение сверхнового
Трио «Хрустальная гармония» — единственный в своем роде коллектив, исполняющий «музыку на стекле». Уникальные инструменты — Glass-harp («стеклянная арфа»), Verrophone (от французского "verrе" - «стекло») и Glass-panflute («стеклянная пан-флейта») — создают ни с чем не сравнимый ансамбль, способный исполнять многоголосную музыку разнообразных жанров.
Творческая биография ансамбля звучит как волшебная сказка. Родившись как дуэт (Glass-harp и Verrophon) в 2001 году, ансамбль уже в 2003 перерос рамки «коммерческого проекта» и стал полноправным участником представительных фестивалей музыкального искусства и других музыкальных форумов.
Вслед за успешным выступлением на фестивалях в Швейцарии (г. Ной-Шатэль) и Италии (г. Феррара) ансамбль побывал в Германии, Австрии, Японии, всюду вызывая восхищение «неземным» звучанием своих хрустальных инструментов. Значительной вехой в истории ансамбля стало участие в Музыкально-театральной бирже, проходившей в г. Тун (Швейцария, 2004). После успешного «кастинга» на бирже ансамбль буквально завалили предложениями о концертах и гастролях.
Сегодня в послужном списке ансамбля много выдающихся событий, среди которых и эксклюзивные мероприятия для VIP-персон, и гастроли по городам Европы, и роскошные концерты, организованные европейскими лидерами «хрустального» и «стеклянного» дела (такими, как фирма “Swarovski”), и ежегодное участие в знаменитом Венецианском карнавале. Но особенно гордятся музыканты событием, произошедшим в родном Отечестве — своим участием в спектакле Большого театра «Руслан и Людмила».
Как известно, в опере Глинки «Руслан и Людмила» есть несколько «волшебных» музыкальных номеров, предназначавшихся для старинного варианта стеклянной гармоники. Стеклянная арфа и веррофон с успехом заменили утраченный инструмент, и почти через двести лет музыке Глинки было возвращено ее оригинальное звучание.
В истории ансамбля «Хрустальная гармония» есть еще одна неожиданная страничка, связанная с рок-музыкой. Во время одного из своих концертов ансамбль привлек внимание администратора группы «Аквариум», и тот организовал участникам ансамбля встречу с самим Борисом Гребенщиковым. Вскоре БГ записал с «Хрустальной гармонией» песню для своего нового альбома, а затем пригласил ансамбль участвовать в презентации альбома, проходившей в Москве и Петербурге. Это было весной 2003 года, а осенью последовало еще одно приглашение от БГ — на этот раз в Кремлевский Дворец съездов, для участия в юбилейном концерте «папы отечественного рока».
После этого «Хрустальную гармонию» пригласил выступить на своем сольном концерте Дэвид Гилмор, гитарист легендарной группы “Pink Floyd”. Если Гилмор считает, что звучание «Хрустальной гармонии» украсит его сольный концерт в Венеции — почему бы и нет?
Сегодня ансамбль «Хрустальная гармония» — уже не дуэт, а самое настоящее хрустальное трио. Почему это произошло? Все просто: коллектив возмужал, и в его голосе появились басовые нотки! А если говорить всерьез, появление в составе «басовых» инструментов существенно расширило репертуарные возможности коллектива. В настоящее время ансамбль может исполнять не только изящную музыку, как бы специально предназначенную для стеклянных инструментов, но и произведения довольно сложные по настроению и фактуре.
Звучание хрустальной музыки привлекло к себе внимание серьезных композиторов (это произошло на концерте в Петербурге, организованном Фондом художника Михаила Шемякина), и вскоре, наверное, появится музыка XXI века, созданная специально для «Хрустальной гармонии». Но это — в недалеком будущем, а сегодня ансамбль играет прекрасную музыку прошедших столетий: Вивальди, Боккерини, Моцарта, Сен-Санса, Шопена — в собственных аранжировках. Особую гордость участников ансамбля составляет фортепианный цикл «Времена года» Чайковского, недавно вошедший в их репертуар.
Источник wwwcrystalharmony.ru/music/history.html