4. Думает ли человек сердцем?
Таким образом, физиологические исследования, наблюдения и специальные опыты свидетельствуют о том, что мозг не служит органом мышления.. но каждый из нас мыслит. Следовательно, мы вновь возвращаемся на круги своя: чем же мы всё-таки думаем, где расположен соответствующий орган и что он собой представляет? Попытаемся теперь ответы на эти и другие подобные вопросы искать в духовном мире и его законах. С этой целью обратимся к самому достоверному источнику, каковым является Библия. Абсолютная истинность Священного Писания строго математически доказана Иваном Паниным. Мне посчастливилось поработать в библиотеке Свято-Успенского Жировицкого монастыря над исходными иудейскими и греческими текстами Писания и выборочно убедиться в справедливости выводов Ивана Панина. Для начала с помощью Библии ответим на первый поставленный нами ранее и практически уже разрешённый физиологическими методами вопрос: думает ли человек мозгом.
Анализ показывает, что в Писании слово «мозг» упоминается только два раза в следующих контекстах: «внутренности его полны жира, и кости его напоены мозгом» (Книга Иова, глава 21, стих 24 или сокращенно: Иов. 21, 24) и «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12). Как видим, здесь нет ни малейшего намёка на какой-либо мыслительный процесс, связанный с мозгом, следовательно, Библия явно не считает мозг органом мышления, этим лишний раз подтверждается прежний физиологический вывод о том, что в мозге нет участков или точек, ответственных за творение мысли.
Вместе с тем последняя цитата содержит удивительнейшее и неожиданнейшее утверждение, что помышления и намерения гнездятся в сердце. Более детальное ознакомление с ролью сердца показывает, что память, мысли, мечты, глупость, мудрость, знание, слова и т.д. связаны именно с сердцем, примерами могут служить следующие тексты: «сердце твое знает много случаев» (Еккл. 7, 22); «все мысли и помышления сердца их были зло» (Быт. 6, 5) и т.п.
Спрашивается, можно ли из этого сделать заключение, что человек думает сердцем? Чтобы дать исчерпывающий ответ на это вопрос, надо проанализировать ВСЕ тексты Библии, касающиеся деятельности сердца. Их можно разбить на три главное группы. Первая группа свидетельствует о том, что входит в сердце, вторая относится к находящемуся (происходящему) в самом сердце, и наконец третья – к исходящему из него. Применительно к первой группе цитирую: «вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их» (Евр. 10, 16); «Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели» (Ис. 44, 18); «диавол уже вложил в сердце Иуде… предать» (ин. 18, 2); «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать» (Деян. 5, 3); «Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль» (Вт. 15, 9) и т.д.
О второй группе текстов, повествующих о том, что гнездится (находится, происходит) в сердце, уже говорилось. Примеры текстов третьей группы: «из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мк. 7, 21-22); «приходит диавол и уносит слово и сердца их» (Лк. 8. 12); «приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их» (Мк. 4, 15) и т.п.
Приведённые и многочисленные другие подобные тексты с несомненностью свидетельствуют, что всё, находящееся и происходящее в сердце, поступает в него извне. Внимательное сравнение текстов первой и третьей групп показывает, что пришедшая информация приобретает в сердце дополнительную конкретную эмоциональную «окраску» и в таком «окрашенном» виде передается в «биоскафандр», и при необходимости далее в окружающую среду. Согласно физиологическим исследованиям, передача информации внутри «биоскафандра» происходит с помощью мозга и нервной системы. Следовательно, сердце не есть орган мышления, оно выполняет роль некоего приёмно-передающего устройства, или, согласно современной терминологии, ретранслятора, одновременно являющегося также органом эмоций (чувств).
Более того, эмоции всегда неизбежно усиливают или ослабляют полученную информацию, в пределе она может быть или крайне преувеличена, или даже отвергнута.
Следовательно, сердце – это и ретранслятор, и орган чувств, и своеобразный эмоциональный фильтр. Работа этого фильтра очень напоминает то, что происходит в любой ЭВМ, которая анализирует пришедшую информацию по заранее заданной программе, преобразует её предписанным образом и передаёт результаты дальше по назначению, в соответствии с программой; она обладает также определённой памятью. Очевидно, что такое преобразование информации никакого отношения к процессу творения мысли не имеет. Благодаря имеющемуся сходству сердце вполне можно уподобить своеобразному эмоциональному компьютеру, это сравнение нам ещё пригодится. Эмоциональная сторона работы сердца хорошо согласуется с данными и словами нашего гениального хирурга архиепископа Луки Войно-Ясенецкого: «Иннервация сердца поразительно богата и сложна. Оно всё оплетено сетью волокон симпатической нервной системы и через неё теснейшим образом связано с головным и спинным мозгом… Таким образом, наши анатомо-физиологические знания о сердце не только не мешают, а скорее даже побуждают нас считать сердце важнейшим органом чувств, а не только центральным мотором кровообращения». Чувства в сердце настолько существенны, что Библия о его моторной работе даже не упоминает.