ПОМЕСТЬЕ БЕРЕГИНЯ

Объявление

Добро пожаловать, гости дорогие!

Проходите, не стесняйтесь, поудобней располагайтесь.
Осмотритесь в нашем уютном поместье, загляните в открытые для гостей комнаты
и станьте нашими постоянными посетителями, чтобы иметь возможность бывать в комнатах "для друзей".
У нас вы сможете поделиться своим личным творчеством, найти приятных собеседников, а так же получить персональные обереги от администрации.

МЫ РАДЫ ВАС ВИДЕТЬ!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОМЕСТЬЕ БЕРЕГИНЯ » Философия и религия » Скандинавская мифология>>


Скандинавская мифология>>

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Мне нравиться скандинавская мифология ничуть не меньше, чем славянская.
Так что все, что знаем о  культуре, мифах, богах Скандинавии, всё сюда.  :)

0

2

Древнегерманскую мифологию можно разделить на две большие части - мифологию континентальных германцев и мифологию северных, скандинавских стран. Континентальные германцы уже с самых ранних времен подверглись влиянию своих ближайших соседей - римлян, а также кельтов. Начавшаяся христианизация Европы также затронула их первыми. По этой причине самобытная германская мифология лучше и дольше сохранялась у северных скандинавов, удаленных от посторонних влияний. Именно северогерманская мифология дошла до наших времен, сохраненная двумя выдающимися памятниками европейской литературы - так называемыми "Старшей" и "Младшей Эддой". Первая из них представляет собой сборник поэтических гимнов, вторая написана прозой и принадлежит перу одного автора - исландского скальда Снорри Стурлусона, жившего в XIII веке.

В начале была только мировая бездна Гинунгагап, заполненная мраком и пустотой. В этой бездне родился двуполый великан Имир, давший начало миру. Боги рассекли его тело на части и создали из них землю, воду и небо. Затем трое великих богов - Один, Лодур и Хёнир - подняли со дна мирового океана сушу, обустроили ее и вдохнули жизнь в первых людей. Так было положено начало существующему порядку вещей.

Главные боги скандинавского пантеона - Один, Тор, Фрейр, Локи, Хеймдалль, Тюр, Ньерд отличаются разнообразными функциями и характерами. Богини - Фригг, Фрейя, Идунн, Сив также обладают индивидуальными чертами. Например, Сив отличается золотыми волосами, выкованными для нее карликами-цвергами.

С каждым из божеств связан целый цикл мифов. Наибольшее внимание воинственных викингов привлекали сказания о борьбе бога-богатыря Тора с чудовищами-ётунами, живущими в демонической стране Ётунхейме. Тор изображается рыжебородым воителем, вооруженным молотом Мьёлльниром. Он ездит на повозке, запряженной двумя необыкновенными козлами - Тангниостром и Тангрисниром. Каждый вечер Тор убивает своих козлов и жарит их мясо себе на ужин, а утром возвращает их к жизни и продолжает свой путь.

Большинство сюжетов, связанных с Тором, повествуют о его борьбе с ётунами. Однажды великан Трюм похитил его сакральное оружие - молот Мьелльнир. Тогда Тор вместе с самым хитрым и изворотливым из богов, Локи, отправился в логово своих врагов. Боги переоделись в женщин, чтобы их не узнали, и предстали перед великанами в облике их невест. На свадебном пиру Тор потребовал молот, и как только он оказался в его руках, перебил великанов.

В другой раз великаны подвергли Тора испытаниям: они предложили ему выпить рог, наполненный водой, побороть противника по имени Элли, поднять над землей кошку. Его спутникам - Локи и Тьяльви, они предложили состязания в беге с Хуги и в еде с Логи. Тор, обычно отличающийся огромной силой и аппетитом, не смог справиться с заданием, а его спутники уступили соперникам. Лишь после провала выяснилось, что боги, сами не зная того, находились под воздействием чар. В роге была заключена вода всего мирового океана, Элли Тор не смог побороть, потому что Элли - это старость, а кошка, которую он пытался поднять - это мировой змей Ермунганд, опоясывающий своим телом всю сушу. Тьяльви не смог обогнать Хуги, потому что Хуги - это мысль, а Локи уступил Логи в скорости еды, потому что состязался, как выяснилось, с огнем.

Другой популярнейших мотив, связанный с Тором - это его так называемая "рыбная ловля". В мифах Тор предстает противником страшного мирового чудовища - змея Ермунганда. Тор пытается выудить его из воды, но сделать это отнюдь не легко - ведь для этого нужно почти что перевернуть мир. Этот мотив пользовался у древних скандинавов особенной популярностью.

Главное божество скандинавов, глава северогерманского пантеона - могущественный и загадочный бог Один. Один распределяет победы и поражения викингов, когда те сражаются. Павших в битве воинов он принимает в Вальгалле - чертоге убитых, где воины проводят время в пирах и сражениях. Время от времени Один выводит своих подданных на охоту и мчится вместе с ними по небу - этот сюжет дал начало так называемой "Дикой охоте" - поверью, широко распространенному по всей Европе в Средние века.

Другой интереснейший персонаж скандинавской мифологии - бог-обманщик Локи. Это самый коварный и изворотливый из всех богов, который в своих интересах часто подводит своих собратьев, но иногда и помогает им.

Однажды, во время странствий по Мидгарду (земному миру), Один, Локи и Хенир остановились на привал. Однако прилетевший откуда ни возьмись орел начал мешать им жарить мясо и требовал себе лучших кусков. Тогда Локи, чтобы отогнать орла, ударил его палкой. Тут-то он и попался: орел оказался великаном Тьяцци, принявшим птичий облик, чтобы ввести богов в заблуждение. Тьяцци унес Локи в свое жилище и согласился выпустить только в том случае, если Локи поможет ему завладеть богиней Идунн, владелицей золотых яблок, дарующих молодость. Локи вынужден был согласиться, заманил Идунн в ловушку и передал ее Тьяцци. Однако боги, лишившись своих молодильных яблок, начали стареть и подступили к Локи с угрозами убить его, если он не вернет все на место. Тогда Локи, обернувшись соколом, вновь полетел к Тьяцци, похитил Идунн и доставил ее в Асгард, город богов, а преследовавшего его Тьяцци боги убили.

Локи также инициатор убийства солнечного бога Бальдра, которое приводит в конце концов к крушению мира. На свободу вырываются страшные чудовища, многие из которых порождены тем же Локи. Боги сражаются с ними и погибают в борьбе. Земля переживает всемирный потоп, а в довершение всего явившийся из огненной страны великан Сурт сжигает все, что осталось после потопа. Однако гибель мира не окончательна - он должен возродиться вновь. Сыновья богов вновь должны заселить то место, где прежде стоял Асгард - их город. Также и люди должны возродиться от единственной пары, уцелевшей в священной роще.

В целом скандинавская мифология производит суровое и возвышенное впечатление. Очевидно, что она принадлежала суровым и мужественным людям, не боявшимся смотреть в лицо смерти. Весь ход событий ведет к гибели мира, и все участники знают, что она неизбежна, но честно и стойко исполняют свой долг. Подобное мировоззрение было вызвано образом жизни и социальным положением скандинавских князей-ярлов, их дружинников и поэтов-скальдов, творивших в дружинной среде. Чтобы поддержать свое высокое положение в обществе, викинг-воитель должен был без страха бросаться навстречу опасности, иногда заведомо зная, что этот поступок приведет его к гибели. Весь строй скандинавской мифологии призван утвердить его в решимости не отступать, но бесстрашно исполнить свой долг. Таким образом, скандинавская мифология - плоть от плоти тех суровых условий, в которых жили те люди, что изобрели ее.

Источник mythology.ru

0

3

Скандинавы и персы. Эсхатология.

Говоря об эсхатологии древних скандинавов, нельзя не упомянуть о том, что она обнаруживает удивительное сходство с аналогичными сюжетами зороастрийского Ирана. “Младшая” и “Старшая” Эдды сообщают о “великанской зиме”, которая наступит в конце времен. Хтонические чудовища – Мировой Волк Фенрир и Мировой Змей Ермунганд покинут свои бездны и двинутся на мир богов. К ним присоединятся великаны и демонический Локи, освободившийся от оков. С чудовищами будут биться боги и павшие герои из свиты Одина и победят, но при этом погибнет большинство из них.

Согласно персидскому “Ривайат”, в последние века мира будут великие бедствия. Все волки сойдутся вместе и сольются в одного гигантского волка. Люди будут биться с ним и победят. Спустя века, все змеи сползутся воедино и срастутся в огромную змею. И снова, люди сразятся с ней и победят. Пройдут годы и скованный в жерле вулкана Демавенд трехголовый змей Ажи-Дахака, бывший некогда лжецарем, разорвет цепи и вырвется на свет. Тогда верховный бог Ахура Мазда воскресит великого богатыря Керсаспа и тот сразит чудовище. Затем будут уничтожены дэвы и прочие демоны.

Скандинавская и древнеперсидская культуры имеют ряд сходных моментов и помимо эсхатологии. Широко известен сюжет о золоте карлика Андвари, уплаченном богами в качестве выкупа за смерть его сына Отра, убитого в образе выдры. На это золото было наложено проклятие (данный сюжет послужил зачином к истории о Сигурде и Нибелунгах). А в зороастрийском Иране превыше всех животных почиталась выдра – “водяная собака”. За убийство выдры налагалось суровое возмещение, в случае невыполнения которого человек предавался проклятию.

Но обращает на себя внимание и одно фундаментальное психологическое отличие иранской и скандинавской мифологии. Оно находится в области морали. Тягчайшим грехом для древних персов являлась ложь. Поэтому, их цари старались не нарушать уже заключенные мирные договора (чем, кстати, пользовались римляне, имевшие относительно верности соглашениям более свободные представления). Гарантом соблюдения договора выступал бог Митра – индоиранский вариант Культурного Героя. Скандинавы же были не столь щепетильны в данном вопросе, причем, как мы видели, пример в этом подавал их собственный Культурный Герой – Один.

Великой Богиней древних германцев была Нертус. В своей “Германии”, Тацит описывает ее культ. Статую богини хранили в священной роще, и только жрец мог заходить туда. В определенное время Нертус ставили на колесницу, запряженную быками, и везли через всю страну. В эти дни прекращались все войны, и начиналось всеобщее веселье, потому что эта богиня, называемая Тацитом “Terra Mater”, возвращала плодородие миру. Затем колесница и ее содержимое очищались в священном озере, причем ритуал был столь секретен, что проводившие его рабы после предавались смерти. (Davidson, 1967,74).

Имя Нертус неизвестно из скандинавских источников. В качестве отражений Великой Богини могут рассматриваться Ерд, Фригг, Фрейя и даже валькирии. Ерд, чье имя означает земля, считается матерью Тора. Больше о ней ничего не известно. Фригг – “Возлюбленная” являлась супругой Одина и богиней брака, любви, семейного очага, деторождения. Она обладала даром предвидения. Фригг можно в какой-то степени соотнести с греческой Герой (так же, как Ерд с Геей). Подобно Гере, Фригг спорила со своим царственным супругом и иногда брала над ним верх. Согласно “Истории лангобардов”Павла Диакона, в войне винилов (лангобардов) с вандалами, Фригг помогает винилам, а Один вандалам. Благодаря хитрости богини, лангобарды победили. В прозаическом введении к “Речам Гримнира” (“Старшая Эдда”), Фригг покровительствует молодому Агнару, а Один его отцу Гейрреду (Мифы народов мира.1998. т. 2, с. 572).

Фрейя (“Госпожа”) была по сути двойником Фригг. Она считалась женой Ода (возможно, ипостась Одина). В отличие от Фригг, Фрейя в “Эдде” относится к ванам – узкой группе богов плодородия, и является сестрой Фрейра. Она воплощала плодородие, любовь, красоту. Корме того, богиня ежедневно делит и выбирает вместе с Одином убитых воинов. Как представительница ванов, Фрейя обладала знанием магии (из асов ей владел лишь Один) и оборотничества. В Скандинивии, группы женщин, служительницы ее культа, считались владеющими пророческой силой. Неудивительно, что христианам они казались ведьмами, равно как и сама Фрейя, разъезжающая на колеснице, запряженной кошками.

Фанталов Алексей

+1


Вы здесь » ПОМЕСТЬЕ БЕРЕГИНЯ » Философия и религия » Скандинавская мифология>>