ПОМЕСТЬЕ БЕРЕГИНЯ

Объявление

Добро пожаловать, гости дорогие!

Проходите, не стесняйтесь, поудобней располагайтесь.
Осмотритесь в нашем уютном поместье, загляните в открытые для гостей комнаты
и станьте нашими постоянными посетителями, чтобы иметь возможность бывать в комнатах "для друзей".
У нас вы сможете поделиться своим личным творчеством, найти приятных собеседников, а так же получить персональные обереги от администрации.

МЫ РАДЫ ВАС ВИДЕТЬ!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОМЕСТЬЕ БЕРЕГИНЯ » Светская хроника » Илья Муромец>>


Илья Муромец>>

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Кто же он? Былинный герой или реальная историческая личность?

http://s44.radikal.ru/i106/0909/9b/5073ec52f4a5.jpg

Илья Муромец - самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса. Трудно найти такого человека в России, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре из древнего города Мурома. Большинство знает о нем лишь то, что запомнилось им с детства из былин и сказок, и часто бывают поражены сложностью и многозначностью этого образа. Над разрешением загадок, связанных с ним, уже почти два столетия бьются ученые разных специальностей, но тайны все же остаются.

Наши предки XVI - начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец - реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. Между тем русские летописи не упоминают его имени. Зато он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIIIв., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. В документальном источнике имя этого известного героя впервые упомянуто в 1574 г. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 г., оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Для знаменитого героя и его товарища был сооружен специальный придел, т. е. им была оказана такая же честь, как и великим князьям. В то время богатырская гробница была уже пуста; останки же известного Ильи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. В 1638 г. эти мощи были описаны иноком этой знаменитой лавры Афанасием Кальнофойским, который определил, что Илья Муромец жил 450 лет назад, т. е. в 1188 г.

Эти останки богатыря до сих пор находятся на том же месте и являются неопровержимым доказательством реальности Ильи Муромца. Для многих современных людей бывает откровением тот факт, что популярный герой эпоса почитается святым Русской Православной Церковью. Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Память святого богатыря совершается 1 января по новому стилю. Самое раннее дошедшее до нас изображение святого Ильи Муромца - гравюра из Киево-Печерского патерика, выложенная печерским "изобразителем" Ильей в середине XVII в.

Московский паломник Иоанн Лукьянов оставил любопытное описание мощей Ильи Муромца, которым он поклонялся в 1701 г.: "Тут же видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении, под покровом златым ростом яко нынешних крупных людей; рука у него левая пробита копием; язва вся знать на руке". По свидетельству очевидцев останки представляют собой хорошо сохранившуюся мумию, принадлежавшую человеку довольно высокого роста (около 180 см). Отсутствуют лишь обе ступни ног. Кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Мощи облачены в монашескую одежду. Над гробницей находится образ святого Ильи Муромца.

Первое исследование останков богатыря проводилось в 1963 г. Тогда, в ту советскую атеистическую эпоху, комиссия сделала заключение, что мумия принадлежит человеку монголоидной расы, а ранения имитированы монахами лавры. В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст - сорок- пятьдесят пять лет, выявлены такие дефекты позвоночника, кото­рые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича конечностей; установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца. К сожалению, датировка гибели была установлена очень приблизительно - XI-XII вв. Для уточнения требуются дополнительные работы. Но и это определение не расходится с известным упоминанием о времени жизни Ильи Муромца в 1188 г. Таким образом, пока подтверждается мнение Церкви о том, что Илья Муромец жил при Владимире Мономахе, а не при Владимире "Красное солнышко", как повествуется в былинах.

Факт наличия почитаемых мощей знаменитого богатыря нашел отражение и в самих эпических текстах. Так интересен конец былины "Илья Муромец и Калин царь" в исполнении сказителя Щеголенкова: "от этих татар да от поганых, окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца". Все помнят с детства, что калики перехожие пророчествовали знаменитому богатырю, что "смерть ему в бою не писана". Поэтому в былинах и сказках о кончине героя повествуется различно: то он каменеет один, либо с другими богатырями; то живой ложится в гроб и там остается навеки; то вместе с Добрынею на Соколе Корабле куда-то уплывает, и с тех пор о нем нет вестей. Но как показала экспертиза мощей, пророчество калик, к сожалению, не свершилось.

Святому Илье Муромцу не было составлено канонического жития. Зато существует его эпическая биография от рождения и исцеления до кончины. Ему посвящено самое большое количество былин во всем русском фольклоре. Насчитывается около тринадцати самостоятельных сюжетов о славном Илье в классическом эпосе. Кроме того, о нем сложены сказки и казацкие былинные песни оригинального содержания, в которых на образ древнего богатыря повлиял известный Илейка Муромец (Горчаков) из г. Мурома, сторонник Лжедмитрия. Известны и лубочные обработки историй об Илье Муромце.

Привычный зачин былинных сказаний, где Илья выезжает "Из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова", казалось бы, не оставляет места для сомнений в том, что он происходит из древнерусского города Мурома, где неподалеку от него до сих пор существует старинное село Карачарово. Но сомнения в происхождении былинного героя возникали и в прошлом веке, и в наше время. Известного богатыря пытаются связать с Черниговщиной, где есть города Моровийск и Карачев, и где также бытуют предания об Илье Муромце. Но если обратиться к обычной географической карте, то видно, что эта два города разделяют сотни километров и говорить о "Моровийском городе Карачеве" абсурдно. Между тем, нельзя не заметить, что Муром, Карачев, Чернигов, Моровийск и Киев лежат на одной линии. Это как раз и есть та самая "дорожка прямоезжая", которой ехал богатырь из родного Мурома в Киев "через те леса, Брынские, через речку Смородинную", через село Девять Дубов, неподалеку от Карачева. То есть, нет никакого противоречия между классическими былинами и карачевскими преданиями. Нелишне также заметить, что древний город Муром довольно долго входил в состав Черниговского княжества. Приурочение имени былинного героя к городу Мурому вполне соответствует и эпической, и исторической действительности. Муром и Муромское княжество были довольно значимыми как во времена Киевской, Владимиро-Суздальской, так и во времена Московской Руси, чтобы стать родиной Ильи Муромца.

Память об Илье Муромце всегда хранилась на его родине - в селе Карачарове и городе Муроме, где не сомневались в его реальном существовании и происхождении. Известно, что классические былины о нем были записаны в основном на севере, а казацкие песни - на юге. На родине же, в центре Рос­сии, бытовали особые местные прозаические предания о люби­мом богатыре. Фиксировать их стали лишь с начала XIX в. Муромский краевед А.А. Титов, автор "Исторического описания города Мурома" 1833 г. писал, что Владимир Великий определил в Муром лучшего наместника может быть потому, что "Русский богатырь Илья Муромец, родившийся в селе Карачарове, от Мурома в двух верстах, известный нам по словесным преданиям и некоторым, хотя неофициальным, но правдоподобным запискам добровольно уехал в Киев служить Великому князю Владимиру...".

На местные предания, рассказывающие о том, как Илья Муромец изменил русло реки Оки, покидав в нее дубы, ссылаются известные исследователи фольклора прошлого века Орест Миллер и Федор Буслаев. Причем записи сказаний были присланы им непосредственно из Мурома. Местные жители особо почитали родники, которые по преданию возникли от ударов копыт коня Ильи Муромца. Их насчитывалось множество, но особо почиталась часовня при церкви Ильи Пророка, так как ее заложил по легенде сам Илья. Этy церковь народ почитал Ильинской не в память библейского пророка, а в память своего любимого героя. Надо отметить, что даже существует поверье, "что гром происходит от того, что Илья Муромец на шести жеребцах ездит". Троицкая церковь в селе Карачарове по преданию также была заложена богатырем. В ее основание он положил несколько дубов, которые вырвал у реки и внес на крутую гору. На родине Ильи Му­ромца бытовали рассказы о его борьбе с драконом. В былинах такого сю­жета нет, он известен только в сказочном варианте. Местный краевед А.А. Епанчин в конце 1960-х гг. записал интересную версию данного сюжета, по которой Илья Муромец совершает подвиг, убив дракона в другом государстве, а затем возвращается на родину и женится на красавице дочери муромского князя Глеба. В газете "Муромский край" (№ 102, 8 мая 1914 г.) была опубликована "Повесть о сильном и славном витязе Илье Муромце", где ему приписывается истребление драконов - доисторических животных, чьи кости находят в окрестностях города. Здесь же рассказывается, что Илья Муромец, по прозвищу Гущин, проживал неподалеку от села Карачарова в лесу, бывшем в то время непроходимым. Это прозвище - Гущины, стало родовым, а затем фамильным для части крестьян этого села, которые до сих пор носят его с гордостью и считают себя потомками славного богатыря. В XIX в. бытовало мнение, что карачаровские крестьяне по фамилии Ильюшины также являются потомками известного героя. Такая генетическая память нынешних жителей села Карачарова о своем далеком предке свидетельствует об органичном и живом отношении к своей истории.

Надо отметить, что церковное почитание святого Ильи Муромца на его родине как в прошлом столетии, так и до самого последнего времени ограничивалось лишь обычным упоминанием его в день памяти наряду с другими киево-печерскими угодниками. В последние годы с возрождением Церкви и местных святынь церковное почитание Ильи Муромца значительно усилилось и получило особое распространение как на родине богатыря, так и по всей стране. Так в селе Карачарове был восстановлен храм Гурия, Самона и Авива, где 1 января 1993 г. в день памяти святого была торжественно установлена икона святого с частицей мощей Ильи Муромца. Образ был исполнен муромским художником-иконописцем И. Суховым по заказу потомков богатыря, многочисленных Гущиных. Частица мощей преподобного была передана из местного музея. В 1994 г. на городском кладбище заложена часовня во имя святого богатыря (освящена в 1998 г.). Святой Илья Муромец вошел в собор местных муромских святых и изобраается на иконах для монастырей и храмов. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. В 1998 г. на территории воинской части в Подмосковье был воздвигнут и освящен замечательный храм во имя святого Ильи Муромца.

0

2

Загадки Ильи Муромца

Илья Муромец, пожалуй, самый известный герой Древней Руси. Количество былинных сюжетов о нем огромно, и в этом отношении ни Садко, ни Добрыня Никитич, ни Алеша Попович не могут сравниться с бо­гатырем из Мурома. Но что мы знаем о нем? Что он тридцать три года лежал на печи, чудесно исцелился, был в ссоре с князем Владимиром, победил Соловья-разбойника. .. Может, жил такой богатырь, может, нет. Одним словом, былины...
Историки давно задаются вопросом: существовал ли на самом деле Илья Муромец ? Поиски его прототипа не дали результатов. Ни в летописях, ни в других исторических источниках нет похожего имени... Однако, вполне вероятно, родословная Ильи, рассказан­ная в былинах, имеет реальные основания.
Все былины называют родиной Ильи село Карачарово под Муромом. Жители города с давних пор считают Илью земляком, гордятся им и увекове­чили память витязя в местных названиях. Еще в XVI веке здесь были: Ильинская улица, Богатырева гора, Скокова гора, по которой былинный герой выехал на совершение подвигов.
Большинство исследователей считает, что Илья Муромец — собирательный образ богатыря, защитника земли Русской... Едва ли это верно. Илья Муромец— единствен­ный герой русского эпоса, который причислен к лику святых (если не считать князя Владимира, тоже канонизи­рованного). В православных святцах день 19 декабря отме­чается как «память преподобного нашего Ильи Муромцы, в двенадцатом веке бывшаго». Сейчас уже невозможно установить, каким образом произошла канонизация бы­линного героя. Но одно из самых неопровержимых доказа­тельств реальности Ильи Муромца — его гробница. Она находилась в знаменитой Антониевой пещере Киево-Печерского монастыря, рядом с гробницами легендарного летописца Нестора и многих других подвижников Киев­ской Руси... Что это? Случайное совпадение имен или же рядом с Нестором, преподобными мучениками Феодором и Василием, иконописцем Алимпием, старцем Ефремом действительно был погребен богатырь Илья?
До нас дошло уникальное свидетельство, первое упоминание о мощах Ильи Муромца. Оно записано в 1594 году посланником римского императора Эрихом Ласоттой. Есть в его «Путевых записках» подробный рассказ о достоприме­чательностях Киева, о «пришедшем в ветхость» Софийском соборе. Ласотта сообщает, например, что в одной «из плит синего прозрачного камня», над алтарем, находится отвер­стие, заделанное известью. «Говорят,— пишет он,— что тут в старину находилось зеркало, в котором посредством магического искусства можно было видеть все, о чем думали, хотя бы даже это происходило на расстоянии нескольких сот миль. Когда раз киевский князь выступил в поход против язычников и долго не возвращался, то супруга его каждый день смотрела в зерка­ло, чтобы узнать, что с ним случилось и чем он был занят. Но, увидевши однажды его любовную связь с пленницею из язычников, она в гневе разбила зеркало».
Подобные местные легенды Ласотта мог услышать толь­ко от самих киевлян, показавших ему Софийский собор. Всякий раз он подчеркивает: как говорят, как рассказывают, ссылалась именно на слова. Киевляне же поведали ему: «Далее от хоров ведет витая лестница к небольшой башне, где, как говорят, происходили заседания совета Владимира».
Продолжая описание Софийского собора, римский по­сланник сообщает о приделе с гробницами княгини Ольги и Ярослава Мудрого, а затем пишет: «В другом приделе церкви была гробница Ильи Муромца, знамени­того героя, или богатыря, о кото­ром рассказывают много басен. Гробница его ныне разрушена, но в том же приделе сохранилась гробница его товарища».
Интересно, что Ласотта говорит не просто о гробнице, а о бога­тырском приделе в Софийском со­боре. Илье Муромцу и его това­рищу оказана невиданная честь: специально для них к храму «при­делано» крыло, и теперь соратни­ки покоятся рядом со святой Оль­гой и Ярославом Мудрым.

Заметим, что иноземец говорит об Илье как о знаменитом герое, «о котором рассказывают много ба­сен». Из этого следует, что к XVI веку деяния богатыря из Мурома успели обрасти такими невероятными подробностями, что сами киевляне с трудом верили в них.

Стоит ли доверять свидетельству римского посланни­ка? Думается, да.

Если бы Ласотта хотел что-то сочинить, он не стал бы упоминать, что гробницы Ильи Муромца как таковой не существует. Но автор честно признается: он видел разру­шенную гробницу великого богатыря и сохранившуюся — его товарища.

Кто был его товарищ — судить трудно, хотя, конечно, напрашивается имя Добрыни Никитича. Кому, как не ему, покоиться рядом с Ильей в богатырском приделе Софий­ского собора, тем более реальный Добрыня, как дядя вели­кого князя Владимира Святославича, имел на то все пра­ва... Но Эрих Ласотта не называет имя второго погребен­ного, и остается только гадать...

Свидетельство римского посланника — не единствен­ное, но с него начинаются основные противоречия. Дело в том, что все остальные путешественники указывают на мощи Ильи, находящиеся не в Софийском соборе, а в Ан-тониевой пещере Киево-Печерского монастыря, которую Ласотта тоже описывает, он называет имя богатыря, но другого, не Муромца.

В Антониевой пещере он видел «великана и богатыря, названного Чоботком». Ласотта сообщает даже историю прозвища: «Как говорят, когда-то внезапно напали на бога­тыря неприятели, как раз тогда, когда он надел было один из сапогов своих. Не имея под рукой другого оружия, он... оборонялся от них другим сапогом, еще не надетым, и перебил им всех своих врагов, почему и был назван Чобот­ком» (чобот — сапог).

Для Эриха Ласотты Илья Муромец в приделе святой Софии и великан Чоботок в Антониевой пещере — разные богатыри. Но существуют другие свидетельства, где имя Чоботок называется как народное прозвище Ильи Муром­ца и говорится о его мощах в Антониевой пещере. Таково описание Киево-Печерского монастыря и 64 его чудес в книге Афанасия Кальнофойского, изданной в 1638 году. Афанасий называет великана Чоботка Ильей Муромцем и даже сообщает дату его кончины — лет за 450 до своего времени. Отсюда и возникает вполне конкретная дата-1188 год (1638 минус 450).

Позднее, в XIX веке, исследователи не раз обращали внимание на приблизительность этой даты. «Показания Кальнофойского,— писал один из историков,— не есть сколь­ко-нибудь сильный аргумент. Он мог поставить цифру наугад; да притом в XVII столетии малороссы знали крайне плохо древнюю историю Руси. Мы не беремся даже сказать, знал ли Кальнофойский, за сколько лет от него жил св. Владимир...» Однако на это скептическое замечание основоположник ук­раинской фольклористики М.А. Максимович отвечал: «Афа­насий Кальнофойский был один из тех ученых сподвижни­ков достопамятного Петра Могилы, которые вместе с ним в 1635 году открыли гробницу св. Владимира в развалинах Десятинной церкви. Что он знал все написанное дотоле в Киеве о св. Владимире, то видно также из его книги. Конечно, не наугад написал он и свое показание о принадлежности Ильи Муромца второй половине двенадцатого века. В киевских пещерах, над мощами почивающих там подвиж­ников, были стародавние доски с краткими о них известия­ми. Вот древний источник, из которого Кальнофойский мог заимствовать показание свое об Илье Муромце».

Как видим, свидетельство Афанасия Кальнофойского вполне достоверно. Однако есть доля вероятности, что римский посланник потому и разделил Илью Муромца с Чоботком, что, увидев одновременно и гробницу и мощи, он не мог допустить, что они принадлежат одному и тому же богатырю. Ласотта застал уже пустую гробницу Ильи Муромца в Софийском соборе. После взятия монго­лами Киева в 1240 году могила богатыря, вероятно, была разграблена, а его мощи перенесены в пещеру Киево-Пе-черского монастыря. Отчасти это подтверждает надпись на гравюре XVII века: «Преподобный Илья Муромский, иже вселися в пещеру преподобного Антония в Киеве, ид еже до ныне нетленен пребывает».

В XVII и даже в XVIII веках Илья Муромец восприни­мался как реальная историческая личность. Московский паломник Иоанн Лукьянов, посетивший в 1701 году Анто-ниеву пещеру, записал: «Тут же видел храброго воина Илию Муромца, в нетлении, под покровом златым, ростом яко нынешние крупные люди, рука у него пробита копнем, а правая изображает крестное знамение».

...Итак, мы видим, что житие и подвиги нашего перво­го богатыря приходятся на XII век. Это противоречит былинам, в которых Илья прочно связан с князем Влади­миром, правившим, как известно, двумя столетиями рань­ше... Но XII век — совсем другая эпоха! В это время в Киеве правит Святослав Всеволодович. Князь Новгород-Северский только что бежал из половецкого плена. Переяславль осаждает хан Кончак... Участвовал ли в этих событиях Илья Муромец? Неизвестно. Как неизвестно, кто явился прообразом его врагов — Идолища и Калина-царя...

Можно лишь предположить, что богатырь последние годы провел в походах против половцев и около 1188 года погиб в одном из боев. Глухой намек на это событие содержится в былине, записанной в XIX веке в Карелии: «От этих татар да от поганых окаменел его конь да богатырский и сделались мощи да святые да со стара казака Ильи Муромца».

Но тем и силен Илья, что бессмертен. Хранимый памятью народа, он возвращается к нам в песнях, былинах, сказаниях.
Сильный и храбрый богатырь Илья Муромец. «...Выезжает из Чернигова на Киев, подъезжает к Брянским лесам. В тех лесах живет на двенадцати дубах Соловей-разбойник, который не пропускал ни конного, ни пешего, оглушал своим посвистом. Вот он увидел Илью Муромца, за­свистал, не допуская 20 верст, потом за 10 еще громче, отчего конь спотыкнулся. Илья подъехал к самому гнезду, снял с плеч тугой лук, наложил на него калеку стрелу и пустил в разбойника. И попал ему в правый глаз. Соловей свалился как овсяной сноп» (Д.А. Ровинский).

0

3

На семи холмах, что возвышаются на левом берегу Оки, раскинулся один из древнейших русских городов - Муром, упоминаемый в начальной летописи русского государства «Повести временных лет» под 862 годом. Имя городу дали по названию фино-угорского племени мурома, жившего здесь до прихода славян. Густые леса и дубравы, тучные заливные луга, многочисленные реки и речки, которые, как писал летописец, «наполнены всякого рода вкусной рыбой, медом и пушными зверями», делали эти места удобными для жизни и издревле привлекали сюда человека, селившегося в наших краях со времен палеолита - каменного века. Грубые каменные орудия того времени и фрагменты керамики эпохи бронзы, вымываемые рекой, до сих пор можно найти на муромском пляже.
Войдя в Х веке в состав Киевской Руси, долгие годы потом Муром был форпостом на ее восточных границах, грозным стражем выступая на пути непрошенных гостей и приветливо распахивая свои ворота для гостей торговых, связывая воедино ниточки дальних дорог, складывая в многоцветную мозаику элементы разных культур: фино-угорской и славянской, западной и восточной, языческой и христианской, фольклорной и книжной. И для друзей, и для недругов, пришедших с Востока, Русь начиналась с Мурома. Не случайно любимый герой былин, богатырь, защитник Отечества и проставленный святой Илья Муромец родился именно здесь.
В середине XI века Муром вошел в состав Черниговского княжества, в 1076г. стал центром Муромо-Рязанского удела.
Пограничное положение, которое долгое время занимал Муром - город-крепость, город-кремль - определяло и его стратегическое значение. Не один раз Муром подвергался набегам воинственных соседей, не раз бывал разграблен, горел, но каждый раз возрождался на прежнем месте. Именно в Муроме царь Иван 1У Грозный во время победного похода на Казань устроил переправу своего войска через Оку, во время которой произвел смотр боевых частей и, отслужив молебен муромским князьям Константину, Михаилу, Федору, Петру и княгине Февронии, дал обет воздвигнуть над мощами этих святых каменные храмы. Вместе со всем войском переправилась через Оку и муромская дружина, сыгравшая важную роль во взятии Казани.
Проезжая через Муром почти двести лет назад, император Павел I заметил: "Я весьма доволен городом... в нем нашел я все лучшее, нежели думал. Город, благородный! Не ошибся тот архитектор, который располагал этот город; посмотрите: с той стороны как степь, а отсюда такой прекрасный вид строений и садов!» действительно панораму Мурома, вытянувшегося с севера на юг вдоль реки, украшают ансамбли церквей и монастырей. Правда картина. которую увидит сегодняшний зритель, несколько отличается от той, что видел российский самодержец.
Архитектурный облик исторической части Мурома сложился в XIX -начале XX века, после пожаров 1792 и 1805 годов, уничтоживших практически весь старый деревянный город. Новый город стал застраиваться по генеральному плану, разработанному автором регулярных планов многих русских городов Иваном Лемом и утвержденному Екатериной II еще в декабре 1788 года.
Современный Муром - один из крупнейших городов Владимирской области с населением 145 тыс. человек, крупный железнодорожный узел электрифицированной магистрали Москва - Казань - Екатеринбург, связанный также с другими центральными регионами сетью автомобильных дорог и водными путями по судоходной Оке. Экономика Мурома в недалеком прошлом была почти полностью ориентирована на оборонку. Основные отрасли производства в городе - машиностроение (76,3% выпускаемой продукции), радиотехническая промышленность, ткацкое, деревообрабатывающее и пищевое производства, производство стройматериалов.
С Муром неразрывно связаны имена и деятельность многих православных святых:

великомучеников Бориса и Глеба;
крестивших жителей Мурома князей Константина, Михаила и Федора;
покровителей брака и семьи князя Петра и княгини Февронии, история любви и жизни которых описана в одном из замечательнейших памятников древнерусской литературы - «Повести о Петре и Февронии Муромских»;
русского богатыря Ильи Муромца.

Здесь родились или жили и работали:

мастера Оружейной палаты Никита Давыдов;
один из первых русских археологов, основатель Московского общества любителей археологии и исторического музея в Москве граф Алексей Сергеевич Уваров;
основатель советской нефтяной геологии И.М. Губкин;
создатель теории резания металлов К.А. Зворыкин; «отец телевидения» В.К.Зворыкин;
известный зоолог В.И. Жадин;
ученый-авиаконструктор, академик Р.А.Беляков;
художники А.И.Казанцев, М.В. Дьяконов, А.Е. Архипов, академик живописи И.С.Куликов;
пианист, композитор и дирижер П.К.Валенков; драматург А.К.Гладков, по пьесе которого был поставлен фильм «Гусарская баллада»;
народный артист СССР П.А. Константинов.
Посещали город и венценосные особы: был здесь и Петр I, проезжала Екатерина II, проездом останавливались Александр I, Павел I и Николай I.

Панорама города Мурома

http://i016.radikal.ru/0909/9d/d35d75618ed2.jpg

Козьмодемьянская церковь

http://s55.radikal.ru/i150/0909/56/d2489a9e0d68.jpg

Панорама современного города

http://s49.radikal.ru/i126/0909/43/898b2b5e0f78.jpg

0

4

Илья Муромец - святой богатырь

http://i010.radikal.ru/0909/c3/5be2660480e4.jpg

Мощи преподобного в пещерах Киево-Печерской Лавры

Угодник Божий преподобный Илия Муромец, по прозванию Чоботок, жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Память по церковному календарю - 19 декабря ст. ст. / 1 января нв. ст.
Достоверных сведений о житии этого святого сохранилось до нашего времени крайне мало. Происходил он из простой крестьянской семьи. В детстве и юности страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен. До пострига состоял в княжеской дружине и прославился воинскими подвигами и невиданной силой. Почивающие в Антониевых пещерах мощи преп. Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста.
Он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии - кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения, Илия принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру. Следует отметить, что это вполне традиционный шаг для православного воина - сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные. Прп. Илия - не первый и не последний воин, поступивший так. Из наших соотечественников можно в этой связи вспомнить великого полководца преп. Александра Невского, а также профессиональных воинов Пересвета и Ослябю, проходивших послушание под началом преп. Сергия Радонежского и геройски погибших на Куликовом поле.
Отсутствие в Киево-Печерском Патерике жития прп. Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это дает основание предположить, что постриг Илии Муромца приходился на время игуменства преп. Поликарпа Киево-Печерского (1164-1182), и под началом этого же великого подвижника и происходило духовное возрастание нового воина Христова. Известно, что преп. Поликарп пользовался большим уважением со стороны великого князя Ростислава Мстиславовича. В Великий пост князь имел обыкновение каждое воскресенье приглашать к себе преподобного игумена с двенадцатью братиями Феодосиевой обители для душеполезных разговоров. Вполне возможно, что одним из участников этих бесед был и бывший славный ратник преп. Илия.
В XIX веке некоторые исследователи ставили под сомнение возможность отождествления преп. Илии Печерского с одноименным былинным богатырем. Однако несомненно, что для наших православных предков это было одно лицо. Например, паломник XVIII века (Леонтий) в своих записках говорит: "Видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копьем, язва вся знать; а правая изображена крестным знамением".
В советское время были предприняты большие усилия по дехристианизации образа преп. Илии Муромца с целью превращения его в "воплощение народного идеала героя-воина". Так, например, характерной чистке подвергся известный эпизод былины, когда к недвижимому Илье Муромцу приходят "калики перехожие", которые в итоге и исцеляют Илью. Кто они - во всех советских изданиях опущено. В дореволюционном же издании былины "калики" - это Христос с двумя апостолами.
В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст - 40-55 лет, выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича конечностей (строго в соответствии с житием); установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца. К сожалению, датировка гибели была установлена очень приблизительно - XI-XII вв. Интересен тот факт, что преп. Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви - три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (XVII-XIX вв.) этот факт служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.
Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. В 1998 г. на территории одной из воинских частей в Подмосковье был воздвигнут и освящен замечательный храм во имя святого Ильи Муромца.
В наше время былинный образ Илии Муромца по-прежнему привлекает к себе внимание, в том числе и среди нецерковных людей. Хочется верить, что при этом за типажом непобедимого воина не будет растворяться живое лицо человека, искренне посвящавшего всю свою жизнь и все свои подвиги во славу Божию. Хотелось бы научиться от преп. Илии удивительной трезвости и рассудительности, благодаря которой мы смогли бы, как и он, будучи велики и способны в земных делах, не забывать и о Царствии Небесном.

Юрий Максимов

0

5

Илья Муромец:былинный герой или реальная историческая личность?

Елена Боровик, Журнал "МОНОКЛЬ"

http://s44.radikal.ru/i103/0910/23/8d72b55a9e24.jpg

Илья Муромец - самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса. Трудно найти такого человека в России, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре из древнего города Мурома. Большинство знает о нем лишь то, что запомнилось им с детства из былин и сказок, и часто бывают поражены сложностью и многозначностью этого образа. Над разрешением загадок, связанных с ним, уже почти два столетия бьются ученые разных специальностей, но тайны все же остаются.

Наши предки XVI - начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец - реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю.

Привычный зачин былинных сказаний, где Илья выезжает "Из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова", казалось бы, не оставляет места для сомнений в том, что он происходит из древнерусского города Мурома, где неподалеку от него до сих пор существует старинное село Карачарово. Но сомнения в происхождении былинного героя возникали и в прошлом веке, и в наше время. Известного богатыря пытаются связать с Черниговщиной, где есть города Моровийск и Карачев, и где также бытуют предания об Илье Муромце. Но если обратиться к обычной географической карте, то видно, что эта два города разделяют сотни километров и говорить о "Моровийском городе Карачеве" абсурдно. Между тем, нельзя не заметить, что Муром, Карачев, Чернигов, Моровийск и Киев лежат на одной линии. Это как раз и есть та самая "дорожка прямоезжая", которой ехал богатырь из родного Мурома в Киев "через те леса, Брынские, через речку Смородинную", через село Девять Дубов, неподалеку от Карачева. То есть, нет никакого противоречия между классическими былинами и карачевскими преданиями. Нелишне также заметить, что древний город Муром довольно долго входил в состав Черниговского княжества. Приурочение имени былинного героя к городу Мурому вполне соответствует и эпической, и исторической действительности. Муром и Муромское княжество были довольно значимыми как во времена Киевской, Владимиро-Суздальской, так и во времена Московской Руси, чтобы стать родиной Ильи Муромца.

Между тем русские летописи не упоминают его имени. Зато он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIIIв., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. В документальном источнике имя этого известного героя впервые упомянуто в 1574 г. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 г., оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора.

Тайна смерти Ильи Муромца

Объяснение этому факту может быть одно: имя простолюдина мозолило глаза родовитому боярству и опиравшимся на него князьям "золотого века" Киевской Руси. Поэтому оно и было вымарано из летописи как нежеланный и даже возмутительный прецедент головокружительного возвышения простого мужика.

Тем более что захоронен он был в приделе главного храма Киевской Руси - Софии Киевской - великокняжеской усыпальнице (где и князей-то не всех хоронили). Бояре же о погребении в Софии Киевской и мечтать не могли, так как для них это была честь неслыханная!

Вероятно, по этой причине в позднее время гробница "мужицкого боярина" была разрушена, в то время как гробница его "товарища по часовне" - сына древлянского князя Мала, Добрыни Никитича, - "уцелела". О сей знаменательной "памяти" со стороны власть предержащих в отношении неродовитого защитника "Земли Русской" сообщил в своих дневниках посол императора Священной Римской империи Рудольфа II Эрих Лясота, проездом побывавший в Киеве с 7 по 9 мая 1594 года, направляясь с дипломатическим поручением к запорожцам.

К тому времени заботу об останках легендарного человека взяла на себя Киево-Печерская лавра, где он покоится и поныне, в Ближних пещерах, под скромной надписью над гробницей "Илья из Мурома".

По церковному календарю день памяти Ильи Муромца, сына Ивановича 19 декабря по старому стилю, или 1 января по новому. Кстати, именно 1 января 1993 года на родине Ильи Ивановича, в селе Карачарове, торжественно установили икону "преподобного Ильи Муромца" (со вставленным в нее ковчежцем с частицей мощей богатыря, переданного в свое время Киево-Печерской лаврой) во вновь отстроенной церкви Гурия, Самона и Авива.

И именно благодаря архивным материалам Киево-Печерской лавры мы хотя бы приблизительно знаем даты жизни всенародно любимого ратника.

В 1638 году в типографии лавры была напечатана книга "Тератургима" монаха Киево-Печерского монастыря Афанасия Кальнофойского. Автор, описывая жития святых лаврских угодников, уделяет несколько строк и Илье, уточняя, что богатырь жил за 450 лет до написания книги, то есть в 1188 году.

События тех далеких лет крайне драматичны. В 1157-1169 годах Киев стал ареной междоусобных конфликтов за право "великого княжения". Только за указанный период на киевском престоле сменилось 8 князей, в 1169 году стольный град был разорен Андреем Боголюбским (кстати, увезшим из Софии Киевской икону, известную сейчас как "икона Владимирской богоматери"), а с 1169 по 1181 год Киевом правили 18 князей, некоторые из них даже по несколько раз. Вдобавок, в борьбу за великокняжескую власть вмешались половцы, совершившие в 1173 и 1190 годах опустошительные набеги на Киевские земли.

И при обследовании тела Ильи Муромца специалистами судебной медицины выяснилось, что былинный герой стал жертвой одного из таких набегов. По версии Сергея Хведчени (журнал "Вокруг света", № 1 за 1994 год), произошло это печальное событие в 1203 году во время опустошительного набега на Киев объединенных войск Рюрика и половцев. Город тогда взяли приступом, Киево-Печерский монастырь и Софийский собор разграбили, большую часть столицы сожгли дотла. По свидетельству летописцев, "такого разорения в Киеве дотоле не бывало". К тому году богатырь на склоне лет принял монашество в Киево-Печерском монастыре, так что, вероятно, там и стал Илья по прозвищу "Муромец" при постриге - истинное его имя в церковных хрониках не сохранилось. И естественно бывший воин не мог оставаться в стороне, защищая символ древнерусского православия и свою обитель.

Проведенная уже в XX веке медицинская экспертиза мумифицированных останков героя показала, что, судя по его ранениям, он не стал легкой добычей врагов. На теле Ильи Муромца было обнаружено несколько ран, из которых серьезной оказалась лишь одна - на руке от копья, а роковой - тоже копейная, но в области сердца. Отсутствуют лишь обе ступни ног. Кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Мощи облачены в монашескую одежду. Над гробницей находится образ святого Ильи Муромца.

Первое исследование останков богатыря проводилось в 1963 г. Тогда, в ту советскую атеистическую эпоху, комиссия сделала заключение, что мумия принадлежит человеку монголоидной расы, а ранения имитированы монахами лавры. В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны.

Любопытно, но еще в 1701 году посетивший катакомбы Киево-Печерской лавры странствующий священник Иван Лукьянов отмечал: "... видел храброго воина Илью Муромца в нетлении под покрывалом златым, рука у него левая пробита копием". Другую рану на груди паломник не мог видеть из-за золоченого покрывала.

Медэксперты датировали останки с честью павшего в бою ратника XII веком, и по версии Сергея Хведчени временной период жизни Ильи Муромца с 1148 по 1203 годы.

С современной точки зрения, росту богатырь был чуть выше среднего - 177 см, но в XII веке такой мужчина считался великаном, (и даже спустя 350 лет после гибели Ильи Муромца, в 1584 году, проезжий львовский купец Мартин Грюневег был поражен "мощами великана" древнерусской истории).

Впрочем, телосложением Илья Муромец действительно отличался от обычных людей - он был "ладно скроен и крепко сбит" - "косая сажень в плечах", как говаривали в старину. Феноменальная сила богатыря передалась по наследству и его далеким потомкам - роду карачаровских селян Гущиных, которые вполне могли, как их великий предок, в прошлом веке сдвинуть груз, который был не под силу и лошади.

Анатомы отметили в поясничном отделе тела Ильи искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках, затруднявшие движение богатыря в молодости вследствие ущемления нервов спинного мозга. О том же, кстати, повествуют былины, отмечая, что "тридцать лет сиднем сидел Илья и не имел в ногах хождения". И только "калики перехожие" - народные целители - вправили Илье позвонки и отпоили целебным травяным отваром, благословив его на ратные подвиги.

Факт наличия почитаемых мощей знаменитого богатыря нашел отражение и в самих эпических текстах. Так интересен конец былины "Илья Муромец и Калин царь" в исполнении сказителя Щеголенкова: "от этих татар да от поганых, окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца". Все помнят с детства, что калики перехожие пророчествовали знаменитому богатырю, что "смерть ему в бою не писана". Поэтому в былинах и сказках о кончине героя повествуется различно: то он каменеет один, либо с другими богатырями; то живой ложится в гроб и там остается навеки; то вместе с Добрынею на Соколе Корабле куда-то уплывает, и с тех пор о нем нет вестей. Но как показала экспертиза мощей, пророчество калик, к сожалению, не свершилось.

Возраст былинного богатыря специалисты определили в 40-45 лет плюс 10 лет ввиду его специфического заболевания. По методу реконструкции мягких частей лица по черепу известного антрополога М. М. Герасимова ведущим специалистом в этой области, криминалистом и скульптором С. Никитиным был воссоздан скульптурный портрет Ильи Муромца.

По мнению Сергея Хведчени: "портрет мастеру явно удался. В нем воплощение спокойной силы, мудрости, великодушия и умиротворения. В его глазах нет раскаяния, он бился за правое дело и не даром прожил жизнь. Сильные руки богатыря опираются не на булатный меч, а на монашеский посох как символ последних лет его жизни, проведенных в монастыре".

0

6

Илья Муромец готов к встрече с потомками

http://s14.radikal.ru/i187/0910/be/733aba55a86d.jpg

Если некоторые россияне до сих пор считают Илью Муромца вымышленным персонажем, то они глубоко заблуждаются. Впервые в России в Государственном биологическом музее им. Тимирязева всеобщему обзору представлен гипсовый бюст героя. Образ воссоздан с точностью до миллиметра по мощам XII века, которые принадлежали силачу Чоботоку из Мурома (впоследствии он принял монашество под именем Илия и стал прототипом былинного героя). Корреспондент “МК” первым посмотрел ему в лицо.

В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Илии Муромца, покоящихся в Киево-Печерской лавре. Исследования показали: преподобный был исключительно сильным человеком, имел рост 177 см (для средневековья — выше среднего), и у него были обнаружены признаки заболевания позвоночника, которые позволяют говорить о параличе в юности (согласно былинам, Муромец до 33 лет не мог двигаться). Также были обнаружены следы многочисленных ранений.

— Чоботок состоял в княжеской дружине киевского князя Владимира Мономаха и прославился подвигами и невиданной силой, — говорит заведующая научно-образовательным отделом музея Александра Авчухова. — После успешной воинской карьеры богатырь принял решение уйти в монастырь. В Киево-Печерской лавре он принял постриг под именем Илии, там же был похоронен. Впоследствии, в 1643 году, Илия Муромец был причислен к лику святых.

Московский эксперт-криминалист Сергей Никитин на основе результатов исследования с помощью метода пластической реконструкции Герасимова еще в 1989 году воссоздал портрет русского богатыря. Но у публики появилась возможность оценить его открытие лишь спустя десятилетия. Только сегодня гипсовый бюст впервые выставлен в биологическом музее.

— Предполагают, что Илья Муромец погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславовичем в 1204 году, — продолжает уточнять детали г-жа Авчухова. — В возрасте 40—55 лет он скончался от обширной раны в области сердца.

Как именно выглядит метод пластической реконструкции, “МК” объяснила завлабораторией антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН Татьяна Балуева:

— С помощью специального аппарата — диоптографа — делается точная копия черепа в графическом варианте. Затем с помощью определенных закономерностей воссоздаются нос, уши, глаза. После контурной реконструкции приступают к скульптурной, на череп накладываются полоски пластилина определенной толщины, которые облегают его, как кожа. Затем полученную реконструкцию отливают

0

7

А вот как выглядели мумифицированные останки Ильи Муромца

0

8

А вот этот человек сделал реконструкцию

0


Вы здесь » ПОМЕСТЬЕ БЕРЕГИНЯ » Светская хроника » Илья Муромец>>